[barnaul-3852.my1.ru ]
Главная » Статьи » Голос города

Высшее Образование Математика Барнаул
высшее образование математика барнаул

Гуманитаризация высшего математического образования на основе блочно-модульного подхода

Диссертация

Автор: Лаврентьев, Геннадий Васильевич

Тема: Гуманитаризация высшего математического образования на основе блочно-модульного подхода

Тип работы: диссертация. доктора педагогических наук

Справка об оригинале: Дис. д-ра пед. наук. 13.00.08 Лаврентьев, Геннадий Васильевич Гуманитаризация высшего математического образования на основе блочно-модульного подхода. Дис. д-ра пед. наук. 13.00.08 Барнаул, 2001 349 с. РГБ ОД, 71:02-13/132-2

Специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Хранение: 71 02-13/132-2

Похожие диссертации:

Гуманизация и гуманитаризация естественнонаучного образования школьников

Гидродинамические аспекты блочно-модульного конструирования динамических насосов

Синтез мобильных сельскохозяйственных машин блочно-модульного построения для механизации животноводства и овощеводства

Культурологические основы целостности содержания высшего образования

Становление высшего образования в Крыму (XIX - начало XX столетия)

Становление и развитие высшего педагогического образования в Израиле

Особенности развития приватного высшего образования в Украине: социологический анализ

Становление и развитие базисного этапа в системах высшего образования США и Украины

Наука как форма культурного творчества в контексте гуманизации высшего образования

Внеучебная деятельность студентов в теории и истории высшего педагогического образования (1960- 1980-е годы)

Похожие диссертации:

Подготовка и переподготовка управленческих кадров образования на основе уровнево-модульного подхода

Усвоение содержания педагогического образования студентами вузов на основе контекстно-модульного подхода

Организационное проектирование интегрированных систем управления на основе блочно-модульного построения

Управление учебно-тренировочным процессом спортивной школы на основе блочно-модульного программирования

Гуманитаризация высшего технического образования: Институциональный анализ

Физическая подготовка юных футболистов на этапе начальной специализации на основе блочно-модульного проектирования

Формирование потребности здорового образа жизни в физическом воспитании старшеклассников на основе блочно-модульного обучения

Гуманитаризация высшего технического образования средствами учебной дисциплины Иностранный язык

Разработка новых моделей одежды с использованием блочно-модульного метода

Формирование культуры смыслотворческой деятельности старшеклассников в условиях блочно-модульного обучения

Похожие авторефераты:

Усвоение содержания педагогического образования студентами вузов на основе контекстно-модульного подхода

Организационное проектирование интегрированных систем управления на основе блочно-модульного построения

Гуманизация и гуманитаризация высшего технического образования

Управление учебно-тренировочным процессом спортивной школы на основе блочно-модульного программирования

Гуманитаризация высшего технического образования: Институциональный анализ

Физическая подготовка юных футболистов на этапе начальной специализации на основе блочно-модульного проектирования

Гуманитаризация высшего технического образования (философско-методологический аспект)

Формирование потребности здорового образа жизни в физическом воспитании старшеклассников на основе блочно-модульного обучения

Гуманитаризация высшего технического образования средствами учебной дисциплины иностранный язык

Алгоритмы многоуровневого управления технологическими процессами первичной переработки хлопка-сырца на основе принципов блочно-модульного моделирования и системной оптимизации

Купить диплом о высшем образовании

КУПИТЬ ДИПЛОМ В БАРНАУЛЕ

У нас вы легко можете заказать диплом в Барнауле. Главным плюсом нашей фирмы является то, что мы имеем огромный опыт, накопившийся за годы работы в выполнении дипломов различной сложности.

В свою очередь, благодаря наличию у нас опыта, мы имеем высокую скорость производства и качество. Именно поэтому на сегодня наши услуги достаточно высоко ценятся. Теми людьми, которым нужен диплом в Барнауле. Но определенный тип людей не переносит нас потому, что мы даем возможность специалистам, не имеющим корочки об образовании, получить ее, вложив при этом некоторые средства.

Просто купите диплом в Барнауле. Для того чтобы не тратить пять лет свой жизни на то, что он и так неплохо знает и может успешно реализовать на практике.

Купить диплом о высшем образовании в Барнауле

Мы изготавливаем качественные документы только на бланках ГОЗНАК! Заказанный диплом Вы сможете посмотреть уже через 1-2 дня, после проверки наш курьер быстро доставим Вам заказ, где Вы сможете еще раз проверить документ и расплатиться. На нашем сайте можно купить диплом  о среднем специальном образовании любого техникума или колледжа, купить диплом о высшем образовании  любого института, а также диплом бакалавра, магистра или специалиста.

воспитатель детский сад барнаул

преподаватель английского барнаул

учитель начальных классов барнаул

учитель английского языка барнаул

руководитель учебного центра барнаул

Барнаул, Алтайский Край

Репетиторы по высшей математике

Предметы: математика, высшая математика.

Образование: Санкт-Петербургский государственный университет, физический факультет, специальность – геофизик (1993 г.).

Окончил школу с серебряной медалью (1988 г.).

Сертификаты Национального открытого университета «ИНТУИТ»:

• «Введение в математику» ( г.)

• «Аналитическая геометрия» ( г.)

• «Введение в линейную алгебру» ( г.)

• «Дифференциальное исчисление функций одной переменной» ( г.)

• «Математический анализ» ( г.)

• «Введение в теорию вероятностей» ( г.)

• «Математический анализ. Интегральное исчисление» ( г.)

• «Алгебра матриц и линейные пространства» ( г.).

Опыт преподавания – с 2006 года:

• педагог-консультант в центре обучения, математика для школьников и студентов (2006-2010 гг.)

• старший преподаватель на кафедре высшей математики АлтГТУ им. И.И. Ползунова (2010- гг.)

• эксперт-педагог по математике в консультационном центре (с г.).

Репетиторский опыт – с 1998 года.

«Организованный репетитор года – ».

Приглашаю на свои занятия школьников, студентов, взрослых, независимо от уровня знаний и способностей.

Занятия проводятся по Скайпу или у преподавателя (г. Барнаул, ост. КДМ).

Открыт набор на лето (с 1 июня) и новый учебный год (с 7 сентября) по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, а также для повышения успеваемости по текущей программе.

Всегда рад мотивированным и заинтересованным ученикам! До встречи!

Район: Железнодорожный.

Плюс: дистанционные занятия математическая статистика, линейная алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальные уравнения, интегральное исчисление ОГЭ и ЕГЭ по математике.

Ставка: 1000 руб. / 90 мин.

Дистанционно (Скайп): 600 руб. / 60 мин.

В паре: 700 руб. / 90 мин. (с чел. ).

Доставка диссертаций из РГБ на электронную почту(от 1 часа до 2 рабочих дней)

Развитие высшего математического образования в регионе России

Диссертация

Автор: Цыренова, Валентина Бабасановна

Заглавие: Развитие высшего математического образования в регионе России

Справка об оригинале: Цыренова, Валентина Бабасановна. Развитие высшего математического образования в регионе России. диссертация. доктора педагогических наук. 13.00.01 Улан-Удэ, 2006 384 c. 71 07-13/89

Подождите идет оформление заказа

Оформить заказ

Содержание:

Введение

Глава I Методологические и теоретические основания математического образования будущих педагогов и исследователей на региональном уровне

11 Философские и психолого-педагогические основы общего и высшего образования

12 Специфика и возможности математики в системе научных знаний

13 Анализ сложившейся практики подготовки математиков в современных вузах

Глава II Высшее математическое образование в Бурятии в историческом и современном аспектах

21 Этап организации и становления высшего математического образования в республике

22 Период осуществления качественных изменений в математической подготовке будущих учителей

23 Реализация преобразований по взаимосочетанию педагогической и исследовательской подготовки специалистов по математике

Глава III Концепция и модель совершенствования подготовки математиков в региональных вузах

31 Основные направления совершенствования подготовки математиков

32 Приоритетные идеи и принципы, определяющие качество математического образования

33 Модель подготовки специалистов с высшим математическим образованием, обеспечивающая условия для наибольшей самореализации и развития творческих способностей студентов

34 Педагогические условия реализации и критерии эффективности модели подготовки специалистов с высшим математическим образованием

Глава IV Реализация модели подготовки специалистов с высшим математическим образованием

41 Традиционные и современные подходы к проведению учебных занятий

42 Организация самостоятельной работы студентов, приобщение студентов к самообразованию

43 Содержание и результаты опытной работы по широкому приобщению студентов к научно-исследовательской работе и данные формирующего эксперимента

Введение:

Актуальность исследования определяется все возрастающей потребностью общества в качественном высшем образовании, одной из основных составляющих которого является математическое образование. Будущее России и российского народа в целом, зависит от качества, конкурентоспособности российской науки и отечественной системы образования. Главная задача российской образовательной политики -обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. На это указывают Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. Федеральный закон О высшем и послевузовском профессиональном образовании , «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», приоритетные национальные проекты в сфере образования.

Науку (в первую очередь, естествознание и математику) принято рассматривать как ту часть мировой культуры, которая в наибольшей степени реализует функцию звена, связывающего мировое сообщество в единое целое. Это действительно так прежде всего в силу интернационального характера фундаментального знания. Для того, чтобы российская система образования была способна конкурировать с системами образования передовых стран, была начата глубокая и всесторонняя модернизация высшей школы в общем контексте социальных реформ в условиях рыночных отношений. В современной ситуации резко изменилась сложившаяся картина экономического развития ведущих стран мира. Происходят новые планетарные процессы интеграции в единое целое рынков, финансов, экономики, называемые глобализацией. Все страны мира сталкиваются с новыми угрозами и вызовами. Все это стимулирует модернизацию и изменения национальных систем образования.

В связи с математизацией науки большое внимание в мире обращается на математическое образование, возрастает социальная значимость личности и деятельности учителя математики. В этих условиях одновременно увеличиваются и требования к учителям в школах, преподавателям профессиональных образовательных учреждений, ведущим математические дисциплины. Между тем в научной среде и обществе существует озабоченность состоянием преподавания математики в школе. Согласно средним показателям по единому государственному экзамену по математике по России в 2004 году только 80,6% выпускников средних школ усвоили знания базового уровня, а 19,5% получили неудовлетворительную отметку. Результаты единого государственного экзамена по математике в Республике Бурятия показывают не достаточно высокий уровень преподавания математики в школе. Так, в 2005 году только 5,2% сдававших экзамен получили оценки «отлично», более трети учащихся (34,4%) получили неудовлетворительную оценку.

Чтобы поднять на новый, более высокий уровень всю систему образования и повысить математическую культуру выпускников, в школе должны работать учителя с университетским образованием, с глубокими научными знаниями, с внутренней готовностью к самообразованию и творчеству.

Однако сейчас в подготовке специалистов в вузе превалирует подход, который заключается в установке на вооружение студентов определенным объемом профессиональных знаний, умений и навыков, способов деятельности. Тенденции развития современного общества требуют, чтобы в основу подготовки современного специалиста было положено личностно-ориентированное обучение, чтобы овладение знаниями, умениями и навыками не было самоцелью, а знания, умения, навыки выступили как мощный фактор развития и саморазвития будущего специалиста.

При модернизации образования актуальным является использование историко-педагогического опыта, творческое переосмысление педагогических идей и методов, разработанных в прошлом. К числу фундаментальных методологических позиций относится концептуальное положение об историко-педагогическом детерминизме идей и принципов реформирования образовательных систем: их преобразование должно происходить не через полное разрушение и отрицание старого, а через прогнозирование будущего образования на основе историко-теоретического анализа прошлого и настоящего. В основе взаимодействия истории и современных процессов в образовании лежат закономерности исторической повторяемости.

Поиск оптимального сочетания интересов государства, регионов, конкретного учебного заведения и отдельной личности является одной из основных задач современного образовательного процесса. Целесообразно изучать и исследовать особенности регионов России, так как они, имея одинаковые средовые признаки образовательных систем, различаются по пространственным характеристикам образования человека. Во всех вузах преподавание ведется по общим российским стандартам образования, но не достигается одинаково высокое качество подготовки специалистов. Учет региональных особенностей позволит реализовывать образовательную политику согласно федеральным программным документам для удержания единого образовательного пространства России.

Система образования также как другие сферы жизни общества имеет особенности, своеобразия, характеризуется особыми проявлениями и тенденциями в разных регионах, субъектах страны наряду с общими процессами, тенденциями и закономерностями.

Выявление общих положений и принципов, формулирование новых подходов к повышению качества обучения и воспитания учащихся и студентов на региональном материале имеет значение на федеральном уровне.

Становление будущего математика в высшей школе, как процесс, взаимно детерменированный саморазвитием и личностным профессиональным ростом, представляет собой педагогическую проблему, требующую теоретического осмысления и практической реализации.

Проблемами общего и высшего математического образования в прошлом занимались такие выдающиеся математики, как П.С. Александров,

A.Н. Колмогоров, JI.C. Понтрягин, А.Д. Александров, Б.В. Гнеденко, JI.A. Люстерник, А.И. Маркушевич, С.М. Никольский и многие другие. Преподаванию математики и вопросам совершенствования математического образования уделяют большое внимание ведущие российские математики

B.И. Арнольд, Л.Д. Кудрявцев, С.П. Новиков, В.А. Садовничий, В.М. Тихомиров, В.А. Успенский и другие.

Истории школьного и высшего математического образования в России посвящены работы Т.С. Поляковой и др. Совершенствованию математического образования в отечественной средней школе посвящены докторские диссертации Г.А. Дзиды, Л.Г. Петерсон, О.А. Саввиной и др. Социально-политическое развитие России в современных условиях делает насущным разработку проблем математического образования не только на уровне и в масштабах целой страны, но и на уровне и в пределах каждого отдельно взятого субъекта РФ. В условиях необходимости обеспечения единого образовательного пространства, недопущения разночтений федерального и национально-регионального компонентов государственных стандартов актуализируется проблематика регионально-образовательной политики. Большой вклад в изучение проблем математического образования в регионах России внесли докторские диссертации А.В. Ивановой, А.И. Петровой и др.

Личностно-ориентированное математическое образование специалистов экономического профиля рассмотрено в докторской диссертации Р.Ш. Хуснутдинова.

Представителен ряд авторов, занимавшихся историей образования в Бурятии (Андреев В.И. Панчуков А.П. Дуринов А.А. Тапхаев А.Г. Дугаров С.Г. Битуев В.П. Елаев Н.К. Назаров Г.Н. и др.).

Проблемы и вопросы работы общеобразовательной школы в Бурятии разрабатывались в трудах Тармаева Г.А. Молонова Г.Ц. Очирова М.Н. Маланова И.А. и других.

Этнопедагогике посвящены диссертации Ангановой Э.Ш. Дугаровой Т.Д. Солодухиной Т.К. Солодухина В.И. Васильевой Л.С. и др.

Деятельность учреждений среднего профессионального образования в Бурятии рассматривается в работах Г.П. Баглаева.

История, отчасти современная практика и теория высшего образования, в частности педвуза и преемника Бурятского государственного университета изучена в работах И.И. Осинского, И.А. Батудаева, П.И. Бартанова, М.П. Хабаева.

История Восточно-Сибирского государственного технического университета отражена в работах В.Н. Бильтрикова.

Проблемам национально-региональной системы образования посвящена докторская диссертация С.Д. Намсараева «Теория и практика становления и развития национально-региональной системы образования Республики Бурятия».

В настоящее время целенаправленные исследования, рассматривающие целостно проблемы математического образования в Бурятии, практически отсутствуют.

Необходимо научно осмыслить становление и развитие высшего математического образования на региональном уровне и на основе этого анализа разработать концептуальную модель подготовки математиков-преподавателей и математиков-исследователей. Актуальность такого исследования обусловливают имеющиеся в настоящее время следующие противоречия:

1) между потребностью общества в учителе, обладающем глубокими научными знаниями, внутренней готовностью к самообразованию и творчеству, и недостаточностью теоретических положений и практических разработок для подготовки такого учителя математики

2) между необходимостью анализа подготовки математиков-преподавателей и математиков-исследователей и отсутствием историко-педагогического рассмотрения становления и развития высшего математического образования на региональном уровне

3) между потребностями подготовки будущих математиков, стремящихся к развитию своих потенциальных творческих способностей, к наиболее полной самореализации и сложившейся практикой образовательного процесса в вузе, в которой превалирует репродуктивная учебная деятельность

4) между необходимостью гуманитаризации математического образования и реальной практикой подготовки математиков-преподавателей и математиков-исследователей.

Актуальность темы и выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в необходимости создания целостной концепции и модели подготовки математиков-преподавателей и математиков-исследователей, обладающих глубокими научными знаниями и постоянной внутренней готовностью к самообразованию и творчеству, и определения влияния истории высшего математического образования в

Бурятии на современное состояние и будущее математического образования в республике.

На основе данной проблемы определена тема диссертационного исследования: «Развитие высшего математического образования в регионе России».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Разработать концепцию развития высшего математического образования в регионе России на основе истории и практики подготовки будущих математиков-преподавателей и математиков-исследователей.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - высшее математическое образование в регионе Российской Федерации.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - концепция развития высшего математического образования в регионе и организационно-педагогические условия ее реализации.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Для обеспечения современного уровня математического образования будущих математиков-преподавателей и математиков-исследователей в регионе необходимо: разработать концептуальную модель целостной подготовки математиков-преподавателей и математиков-исследователей на основе изучения традиций, становления и развития высшего математического образования в одном из субъектов РФ, как составной части страны принять в качестве приоритетных гуманистические принципы (личностно-ориентированный подход: уважение к личности обучающегося, учет в содержании образования его интересов и потенциала, развитие творческих способностей, идеи дифференциации и индивидуализации), обеспечить и реализовать педагогические условия (внешние и внутренние), необходимые для максимальной самореализации, для развития творческого потенциала наиболее способных студентов организовать самостоятельную работу студентов так, чтобы в ней был воплощен поиск путей решения проблем на основе принципа развития и саморазвития личности построить учебно-исследовательскую деятельность студентов как процесс личностного развития будущего учителя математики и исследователя создать систему мониторинга уровня математической подготовки выпускников и других аспектов ее результативности (уровень математической культуры, послевузовское продолжение математического образования, творческая продуктивность выпускников, успешность в дальнейшей учебе и работе) и использовать в практике данные.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ существующих в философии, психологии, педагогике подходов к изучению и преподаванию математики, а также содержания, процесса, методов, форм и путей, требований к уровню подготовки математиков в современных вузах.

2. Определить методологические и теоретические основы дальнейшего совершенствования высшего математического образования.

3. Изучить историю становления и развития высшего математического образования в Бурятии с момента создания первого вуза в республике до настоящего времени.

4. Построить и обосновать авторскую модель целостной подготовки математиков-преподавателей и математиков-исследователей на региональном уровне и проанализировать эффективность ее внедрения в образовательный процесс.

5. Осуществить поиск и реализацию комплекса эффективных путей педагогического обеспечения предлагаемой модели.

6. Разработать и внедрить систему мониторинга уровня математической подготовки выпускников и других аспектов ее результативности (уровень математической культуры, послевузовское продолжение математического образования, творческая продуктивность выпускников, успешность в дальнейшей учебе и работе).

Методологической основой исследования являются философские, исторические и психолого-педагогические научные идеи и положения, а также принципы и подходы, вытекающие из анализа опыта функционирования системы высшего образования в СССР, РФ и зарубежных стран. В качестве методологической основы исследования выступают также труды, где личность трактуется как активный субъект, познающий и преобразующий окружающий мир и вместе с тем изменяющийся сам. В работе учтены достижения ряда наук, трактующие развитие личности как сложный, нелинейный процесс, включающий в себя синергетические эффекты.

Для исследования нами избраны исторический, целостный, личностно-ориентированный, деятельностный и культурологический подходы. Кроме того, исследование опирается на положения системной философии синергетики психолого-педагогической теории развития личности: положения гуманистической психологии и педагогики о самоактуализации и самореализации, о личностно-центрированном обучении.

Теоретические основы исследования: вопросы философии образования (Балханов В.А. Белозерцев Е.П. Гессен С.И. Гершунский Б.С. Давыдов В.В. Долженко О.В. Днепров Э.Д. Жбанкова И.И. Зимняя И.А. Каптерев П.Ф. Краевский В.В. Лихачев Б.Т. Новикова Л.И. Плеханов А.В. Сидоренко В.Ф. Смирнов С.Д. Утробин И.С. Хазова Л.В. Харламов И.Ф. Шадриков В.Д. и др.) основные принципы и положения системной философии (Алексеев П.В. Винограй Э.Г. Панин А.В. Рузавин Г.И. Сагатовский В.Н. Уемов А.И. Ушакова Е.Н. Урманцев Ю.А. Югай Г.А.,

Юдин Э.Г. и др.) психолого-педагогические основы теории развития личности (Абульханова-Славская К.А. Вентцель К.Н. Выготский Л.С. Гальперин П.Я. Давыдов В.В. Ильясов И.И. Леонтьев А.Н. Минаков А.П. Нечаев Н.Л. Петровский А.В. Пойа Д. Пуанкаре А. Роджерс К. Смирнов С.Д. Тихомиров O.K. Эльконин Д.В. и др.), личностно-ориентированный подход (Бондаревская Е.В. Вудвортс Р. Каптерев П.Ф. Кирсанов А.А. Маслоу А. Олпорт Г. Роджерс К. Рубинштейн С.Л. Рувинский Л.И. Спенсер Г. Ушинский К.Д. Куликова Л.Н. Григорьева И.Т. Подлиняев О.Л. Сенько Ю.В. Сериков В.В. Слободчиков В.И. Якиманская И.С. и др.) основы дидактики высшей школы (Архангельский С.И. Гриценко Л.И. Загвязинский В.И. Зиновьев С.И. Кобыляцкий И.И. Кузьмина Н.В. Никандров Н.Д. Низамов Р.А. Сластенин В.А. и др.) системный подход (Беспалько В.П. Ильина Т.А. Каган В.И. Королев Ф.Ф. Легенький Г.И. Сыченников И.А. Юдин Э.Г. Янг С. и др.) деятельностный подход (Абульханова-Славская К.А. Выготский Л.С. Гальперин П.Я. Давыдов В.В. Леонтьев А.Н. Фельдштейн Д.И. Эльконин Д.В. и др.), теоретические основы разработки содержания образования (Краевский В.В. Лернер И.Я. Леднев B.C. Скаткин Н.М. Хуторской А.В.)

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В соответствии со спецификой темы исследования использовались теоретические и эмпирические методы: общетеоретические методы: сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, моделирующий эмпирические методы:

социологические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа, опрос)

наблюдение, изучение и обобщение передового педагогического опыта по подготовке учителей математики и математиков-исследователей

анализ результатов деятельности участников педагогического процесса подготовки учителей математики и математиков-исследователей материалы аудиторных занятий-лекций, лабораторно-практических занятий, рефератов, курсовых и дипломных работ, материалов конференций, отчетов педагогов)

математическая обработка полученных данных.

ИСТОЧНИКИ и ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Данные архива Бурятского государственного университета нормативная и учебно-методическая документация монографии, диссертации, статьи, относящиеся к проблеме исследования педагогический опыт автора по преподаванию различных разделов основного и специальных курсов геометрии, работа в качестве заведующей кафедрой алгебры и геометрии БГПИ, руководство НИРС на математическом факультете.

Опытно-экспериментальной базой исследования были сначала математическое отделение физико-математического факультета БГПИ, затем математический факультет БГУ, БФ НГУ в г. Улан-Удэ, математический и механико-математический факультеты ТГПУ и ТГУ. Всего в опытно-экспериментальной работе приняло участие более 50 преподавателей и организаторов образовательной деятельности в вузе и более 600 студентов.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Первый этап (1982-1990гг.) - поисково-конструирующий. Осознание необходимости совершенствования подготовки учителей математики, выделение основных противоречий функционирования системы высшего математического образования в республике изучение возможностей совершенствования профессиональной подготовки учителей математики осуществление теоретического анализа литературы в данном направлении определение теоретико-методологических основ исследования, разработка плана и программ, определение аппарата исследования, новых подходов к подготовке будущих математиков выдвижение рабочих гипотез, разработка и внедрение части теоретических положений и проверка гипотез в опытной работе, отдельных экспериментах.

Второй этап (1991-1996 гг.) - расширение опытно-экспериментальной работы, разработка нового учебного плана специальности 010100-математика. Разработка концепции подготовки математиков-исследователей и преподавателей математики, отвечающей особенностям республики. Реализация формирующего эксперимента -создание университетской группы, обучающейся по разработанному плану. Корректировка идей и гипотез в ходе эксперимента.

Третий этап (1997-1999 гг.) - изучение и анализ историко-архивного материала. Анализ и обобщение практического опыта, накопленного за годы работы с 1932 года до настоящего времени математическими кафедрами, отдельными преподавателями математического отделения БГПИ, а ныне математического факультета Бурятского госуниверситета. Проведение исследования по проекту 99-06- 80333 «История высшего математического образования в Бурятии и пути совершенствования его», поддержанному Российским фондом фундаментальных исследований. Завершение первого и второго этапов эксперимента по ряду направлений. Проведение констатирующего и контрольного экспериментов. Представление результатов исследования в монографии «История становления и развития высшего математического образования в Бурятии».

Четвертый этап (2000-2004 гг.) - заключительно-рефлексивный. Анализ и обобщение проведенной работы в целом. Систематизация результатов исследования, публикации и литературное оформление диссертации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА исследования: создана концепция развития высшего математического образования в регионе, основанная на сочетании фундаментальной подготовки и педагогической поддержки процессов развития и саморазвития будущего специалиста построена и апробирована научно обоснованная модель подготовки преподавателя математики и математика-исследователя как единого процесса, базирующегося на изменении целей, модернизации содержания математического образования, организации деятельности студентов, рефлексии разработана и апробирована система, обеспечивающая единство обучения, УИРС, НИРС и послевузовского образования изучена история становления и развития высшего математического образования в Бурятии, осуществлена ее периодизация, определены особенности и закономерности установленных периодов для определения задач дальнейшего совершенствования высшего математического образования в регионе разработана и внедрена система мониторинга уровня математической подготовки выпускников и других аспектов ее результативности (уровень математической культуры, послевузовское продолжение математического образования, творческая продуктивность выпускников, успешность в дальнейшей учебе и работе).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в: создании концептуальной теоретической основы высшего математического образования в регионе, интенсифицирующей модернизацию математического образования рассмотрении тенденций развития современного высшего образования: фундаментализация, гуманизация, глобализация, стандартизация применительно к математическому образованию

выделении основных этапов формирования и развития высшего математического образования в Бурятии, переходящих от «знаниевого» подхода в образовании к личностно-центрированному, продуктивному, способствующему развитию и саморазвитию будущих специалистов

выявлении и обосновании основных тенденций, принципов и социально-педагогических условий стабильного функционирования и развития высшего математического образования в Бурятии

конкретизации современных теорий о целях и задачах обучения, содержании образования, процессе, принципах, методах и формах организации обучения в преподавании математики в высшей школе

уточнении определения понятия математической культуры студента

определении критериев развитости математической культуры будущего педагога

раскрытии факторов, предпосылок и условий успешного формирования математической культуры и повышения уровня математической подготовки обучающихся.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Содержащиеся в исследовании теоретические положения, рекомендации и практические разработки могут быть использованы в современных учебных заведениях.

Результаты исследования могут быть применимы при изучении и характеристике основных тенденций развития отечественного математического образования, при написании историко-педагогических трудов и монографий. В работе показано, как в подготовке специалистов-математиков можно оптимально сочетать централизацию и регионализацию, типовые нормативы с проявлением инициативы и творчества на местах. Определены условия и правила сотрудничества, содружества и сотворчества коллектива отдельного вуза с научными коллективами и вузами других регионов, с центральными вузами и научными учреждениями. Данные исследования реализуемы при модернизации и составлении программ педагогического математического образования. Его результаты должны способствовать более углубленному и объективному освещению процесса развития высшего математического образования в субъектах РФ.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций применением системы методов, адекватных его задачам и логике широтой и репрезентативностью источниковедческой базы результатами теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы, внутренней непротиворечивостью полученных результатов и их соответствием теоретическим положениям исследования успешным внедрением результатов исследования в практику подготовки математиков в республике положениями и выводами, содержащимися в опубликованных статьях и работах автора.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ:

1 .Теоретико-методологические положения, обосновывающие высшее математическое образование в регионе, суть которых состоит в обеспечении единого образовательного пространства, сочетающего культурно-исторические особенности и региональные условия с потребностями и перспективами развития федеральной системы образования в культуросозидающей роли математического образования в воспитании и образовании будущего специалиста.

2.Определение регионально-специфических особенностей становления и развития высшего математического образования Республики Бурятия (научно-методическая подготовка кадров, качественные и количественные характеристики наборов и выпусков, учебно-методическое обеспечение, условия послевузовского образования, стимуляция образования и перспективы профессионального роста), обусловленных общими социокультурными условиями и уровнем развития общего и высшего образования в республике.

3.Концепция развития высшего математического образования в регионе, основанная на сочетании фундаментальной подготовки и педагогической поддержки процессов развития и саморазвития будущего специалиста и включающая: а) основные идеи: единство фундаментальной подготовки и педагогической поддержки процессов развития и саморазвития будущего специалиста единство обучения, УИРС, НИРС и послевузовского образования гуманистические технологии обучения учет результатов мониторинга уровня математической подготовки выпускников и других аспектов ее результативности б) организационно-педагогическую модель, включающую в себя цели, обновленное содержание, гуманистические принципы, современные образовательные технологии, создание и презентацию образовательного продукта, рефлексию, мониторинг и педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели в) уровни математической подготовки студентов: репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческо-исследовательский и научно-исследовательский и их качественные критерии г) Критерии эффективности модели. Показателями критерия качества подготовки специалиста являются: 1) успеваемость студентов 2) уровень их математической подготовки и математической культуры 3) уровень общенаучной подготовки 4) послевузовское продолжение математического образования 5) творческая продуктивность выпускников 6) успешность в дальнейшей учебе и работе. Критерий качества подготовки специалиста характеризуется также следующими признаками: 1) повышение познавательной активности студентов на занятиях 2) положительные отзывы и оценки преподавателей математических и других кафедр 3) развитие устойчивого интереса к математической деятельности, стремления к математическому самообразованию, 4) умение и желание переучиваться, приобретать новые знания 5) самореализация личности и самосовершенствование ее 6) умение работать творчески и др. д) содержание специальной работы по выявлению сильных студентов и реализации дифференцированного и индивидуализированного обучения их (подходы, принципы, компоненты, условия и др.) е) систему, обеспечивающую единство обучения, УИРС, НИРС и послевузовского образования.

4. Содержание специализации по геометрии как пример непрерывной математической подготовки специалиста.

5. Основные пути совершенствования подготовки математиков-исследователей и математиков-преподавателей в Бурятии: 1) планомерная подготовка научно-педагогических кадров (в т.ч. подготовка специалистов-математиков высшей квалификации), 2) оптимизация учебного процесса, 3) гуманизация и гуманитаризация преподавания математики, 4) развитие познавательной активности, творческих способностей и самостоятельности студентов, 5) дифференциация и индивидуализация обучения, 6) непрерывность обучения и образования, 7) усиление и упорядочение профориентационной работы со школьниками, 8) научные связи с академическими центрами и центральными вузами, 9) социальная и профессиональная ориентация студентов на профессию учителя математики И др.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ в практику осуществлялись сначала на математическом отделении физико-математического факультета Бурятского государственного педагогического института, а затем на математическом факультете Бурятского государственного университета.

Материалы и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на конференциях и семинарах различного уровня: Андижан -1982 г, Барнаул - 1990 г. Рязань - 1991 г. Москва - 1992 г, Томск - 1997, 1998 и 2001 гг. Чебоксары - 1998 г. Новосибирск - 1998, 1999 и 2000 гг. Иркутск - 1999 г, Улан-Удэ - 2000, 2002 и 2004 гг. и др.

Исследовательский проект автора по истории становления и развития высшего математического образования в Бурятии выиграл конкурс инициативных научных проектов РФФИ 1999 года. Всего соискателем опубликовано 59 научных работ, из них 32 - по теме диссертации - общим объемом более 35 п.л.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ соответствует логике научного исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и списка литературы, включающего 432 наименования.

Источники: http://dissers.info/disser_90356.html, http://diplom-bez-ploblem.com/barnaul.html, http://ru.trovit.com/rabota/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%88%D0%B5%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%B2-%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BB, -%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B9, http://barnaul.repetitors.info/repetitor/higher_maths/, http://dissland.com/catalog/razvitie_visshego_matematicheskogo_obrazovaniya_v_regione_rossii.html

Категория: Голос города | Добавил: barnaul-3852 (07.09.2015)
Просмотров: 473 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar