[barnaul-3852.my1.ru ]
Главная » Статьи » Популярное

Всемирная База Данных Сирот Барнаул
всемирная база данных сирот барнаул

Запрещено для детей

НОВОСТИ:

Памятные даты, праздники

Доставка на дом, в офис в Барнауле

Образование в Барнауле

В Барнауле открывается фотовыставка детей-сирот «Я ищу маму»

1 июня у Алтайского краевого театра Драмы имени В.М. Шукшина состоится открытие городской фотовыставки детей - сирот Я.

На протяжении трех лет передвижная фотовыставка Я ищу маму функционирует по всему Алтайскому краю.

Основной задачей выставки является знакомство граждан районов края с информацией о детях, оставшихся без попечения родителей, подлежащих устройству в семью.

За три года выставка объехала 20 районов и, благодаря ей, в органы опеки и попечительства и в сектор регионального банка данных детей, оставшихся без попечения родителей, обратились сотни людей.

Впервые городская фотовыставка, где размещены фотографии 30 детей. нуждающихся в семье, работает одновременно и в г. Барнауле, и в районе.

По утвержденному плану новая фотовыставка, начиная с 1 июня, будет перемещаться по социально значимым местам города Барнаула.

Напомним, что выставка функционирует в рамках соглашения подписанного между управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи и благотворительным фондом Катрен . Кроме того, работа по пропаганде различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведется и в других формах.

Еще новости

Нагайцев - не долго музыка играла, не долго фраер танцевал

Как в своё время и прогнозировал сайт AltayPost, чиновничья карьера небезызвестного бийского коммуниста Андрея Нагайцева в подмосковном

Политические игры Алексея Рыжака могут привести к банкротству Алтайкровли

Один не глупый человек в своё время сказал: Настоящий предприниматель начинает активно заниматься политикой только в том случае, когда ему уже не

Губернский лекарь Комяков - и один в поле воин

Пару недель назад сайт Алтай Пост опубликовал довольно любопытную, на наш взгляд, информацию, посвящённую неожиданно возникшему в Барнауле

Декларативно приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизнедеятельности государства закреплен в Конституции РФ. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.[1]

Следует отметить, что Конституция РФ определяет правовые нормы лишь общего характера, при этом их конкретное содержание и механизм реализации остаются неразработанными, что видно и на примере нормативно-правового регулирования института обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних.

Кроме того, Российская Федерация приняла на себя обязательства по выполнению Конвенции о правах ребенка[2], где указывается, что детям как одной из самых незащищенных групп населения должно уделяться внимание и как личностям, и как членам общества, наделенным определенными правами. В частности, в ст. 3 Конвенции установлена необходимость обеспечения ребенку такой защиты и заботы, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, - и с этой целью должны приниматься все соответствующие законодательные и административные меры.

Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой, и порождена она явным неблагополучием несовершеннолетних как в обществе, так и в семье. Не случайно мировым сообществом определено и признано, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Бесспорен факт, что семья потеряла свой авторитет, ослабли семейные устои, традиционно защитные функции семьи утрачивают свои позиции, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка.

Положение детей в современной России напрямую зависит от социальной поддержки семей с детьми, защищенности государством прав и интересов детей. Нестабильность в обществе губительно действует на семейные устои. Несовершеннолетние дети в силу своей физической и умственной незрелости должны попасть под усиленное внимание, контроль и помощь не только со стороны государства, но и попасть в сферу заботы общества.

Численность детского населения России в последние десятилетия продолжает убывать катастрофическими темпами. За два последние десятилетия в нашей стране детей стало меньше на 11 млн. численность детей в возрасте до 16 лет с 36 млн. человек в 1989 г.[3] снизилась до 25 млн. человек в г. Число детей в нашей стране с каждым годом сокращается, и если эта динамика сохранится, то к 2025 году их число будет составлять всего 22 млн.

В июне года на пресс-конференции в РИА Новости Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов, отметил, что сейчас в России почти 700 000 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это больше, чем в СССР после Второй мировой войны. Причина тому – асоциальное поведение родителей, и как следствие – социальное сиротство.

Актуальность темы заключается в стремительном росте детей – сирот и отсутствии эффективных моделей их социальной защиты. Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности России.

Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предметом исследования является нормативно-регламентированный процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель дипломного исследования - анализ основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Задачи исследования.

рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере субъекта РФ – Саратовской области.

Глава 1. Нормативно-правовое регулирование вопроса социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1. Содержание и сущность деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета)[4].

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности: в сфере семейных отношений, в сфере образования, в среде обитания ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое), во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная), в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

Права ребенка определены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

- гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе — среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях

- бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания

- гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда

- социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей

- социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

- право на жилище в соответствии с законодательством РФ

- организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении

- организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый — в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации второй — в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан, прежде всего, с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования.Второй уровень — чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Социальные учреждения, которые реализуют эту программу: муниципальные специализированные центры, кризисные центры помощи женщинам и детям, социальные гостиницы и приюты, психологические, педагогические, юридические консультационные пункты и др.

Объектами социальной защиты являются дети — лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детей из девиантных и педагогически запущенных семей детей из приемных семей, многодетных, неполных детей-инвалидов детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии детей безработных граждан детей — жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Субъектами социальной защиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения, детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной защиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Правовая база социальной защиты детства строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Международный уровень включает документы международных организаций (ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ), а также межгосударственные соглашения и программы по охране материнства и детства. Дети как объект особой защиты выделены во Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. а также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в документах специализированных учреждений ООН и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей. В 1959 г. ООН приняла Хартию детства и Декларацию прав ребенка. Из документов, принятых в конце XX в. следует отметить Пекинские правила 1985 г[5]. (минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних), Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)[6], также следует отметить Конвенцию ООН О правах ребенка [7] (1989 г. с 1992 г. день принятия Конвенции — 20 ноября, отмечается как Всемирный день детей). Сусликов В.Н. и Шкилева Н.Л. указывают на обеспечение интересов ребенка, гарантированных Конституцией РФ[8]. Статья 3 Конвенции о правах ребенка устанавливает: Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка . С образованием ЕС корпус международных документов пополнился Европейской конвенцией о защите прав детей (1996 г.).

Эти документы сформулировали основные принципы и нормы политики государств в отношении детей, требования в защиту детства, очертили сферу ответственности государства и общества, выявили основные права детей, отвечающие современным социальным условиям.

Действие этих документов связано с добровольным принятием (подписанием) той или иной страной конкретного договора. Для наблюдения за исполнением условий договоров был создан Комитет ООН.

Верховный Совет СССР 13 июля 1990 г. ратифицировал Конвенцию ООН О правах ребенка [9]. РФ присоединилась к Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и к Плану ее реализации (26 декабря 2002 г.). Россия вошла также в Комитет ООН по правам ребенка.

Общефедеральный уровень правовой защиты детства опирается на Конституцию РФ (1993), Семейный кодекс (1995) и законодательство о семье, Закон РФ Об образовании (1996), о социальной защите населения России в целом. Специальное законодательство о защите детей складывается на основе федеральных программ и указов Президента РФ.

В 1994 г. Указом Президента была введена в действие федеральная программа Дети России . В 1995 г. принят Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации.

Региональный уровень опирается на общефедеральную правовую базу, но конкретизирует условия, цели и задачи выполнения законов и указов Президента РФ. Он включает документы органов власти субъектов Федерации и местных властей, общественных организаций, региональные программы.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема состоит не столько в том, чтобы формально закрепить те или иные нормы, регулирующие права и обязанности субъектов, сколько в том, чтобы создать и обеспечить эффективное функционирование правовых механизмов, позволяющих субъекту реализовать максимум своих правовых возможностей. Более того, менее защищенные индивиды, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны получать правовую и социальную защиту со стороны государства.

1.2. Социальная защита детей, лишенных родительского попечения как основное направление деятельности органов публичной власти

Государственная власть, являясь разновидностью публичной власти, в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляет основные полномочия по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решение этих проблем государством возложено на систему органов опеки и попечительства, которые обязаны своевременно выявлять оставшихся без попечения родителей детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей (ст. 123 СК РФ), осуществлять последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования несовершеннолетних. В соответствии со ст. 121 СК РФ деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Государство, издавая соответствующие законы, стремится по возможности не вмешиваться в сугубо личные отношения граждан, ограничиваясь установлением лишь таких обязательных норм, которые необходимы для осуществления защиты прав и законных интересов членов семьи, и в первую очередь ребенка, как более уязвимого ее звена.

Федеральным законом № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены общие принципы, содержание, а также меры, направленные на социальную поддержку не только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и лиц из их числа в возрасте до 23 лет[10].

Следует отметить, что дополнительные гарантии по социальной поддержке российским государством этой малозащищенной категории граждан представляют собой комплекс социальных мер, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения дополнительного образования, медицинского обслуживания, реализации права на труд и т.п.

Данным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , то применяются правила международного договора.

Дополнительные гарантии по социальной защите предоставляются как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления в области прав детей на образование, на медицинское обслуживание, на имущество и жилое помещение, на труд. Все дополнительные гарантии по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в перечисленных выше сферах будут рассмотрены далее по тексту настоящей дипломной работы.

Специфика правосубъектности несовершеннолетних, небольшой жизненный опыт, зависимость от родителей или иных законных представителей приводят к тому, что несовершеннолетний не имеет реальной возможности защищать свои права столь же эффективно, как это может делать взрослый человек. Отсюда необходимость повышенной правовой защиты законных интересов несовершеннолетних. Ребенок при любых обстоятельствах должен быть среди тех, кто первым получает социальную защиту и помощь[11].

Правоприменитель, защищая ребенка, вынужден использовать либо нормы международного права, либо общие нормы права, не отражающие особенности правового положения несовершеннолетнего. Причиной этого является отчасти специфика развития законодательства, посвященного правовому статусу ребенка, поскольку до определенного времени этот статус рассматривался исключительно в контексте семейных отношений, где он частично поглощен правовым статусом родителей ребенка[12].

Ребенок, лишенный родительского попечения, не может рассматриваться вкупе с материнством, семьей, родителями, как это закреплено в положениях Конституции РФ, устанавливающих, что забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей.

В подавляющем большинстве положений Конституции РФ статус несовершеннолетнего является подразумевающей частью, составляющим элементом общечеловеческого статуса любого гражданина России.

Конституционные нормы имеют целью общую, универсальную регламентацию статуса личности, в обобщенном виде выражающую самые существенные черты ее правового положения.

С одной стороны, это гарантирует обеспечение естественно равной защиты прав любого человека независимо от каких бы то ни было признаков, в том числе и возрастных. С другой стороны, в силу специфических возрастных особенностей, характеризующих статус ребенка, данное обстоятельство можно расценивать как упущение, правовой пробел, свидетельствующий о низкой гарантированности и слабой защищенности прав и интересов российских детей[13], а детей, лишенных попечения родителей, - особенно.

В основу современной концепции прав человека положен новый подход к личности как к субъекту правового статуса. Это получило свое выражение прежде всего в том, что впервые, причем на конституционном уровне, юридически признана категория права человека .

В действующей Конституции РФ получил закрепление принцип примата норм международного права, в частности в области прав человека.

Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего не закреплен в Конституции РФ отдельной статьей. При этом конституционно-правовой статус несовершеннолетнего, лишенного родительского попечения, - понятие более широкое по сравнению со статусом просто личности или просто несовершеннолетнего.

Такой статус, более разносторонний и богатый по содержанию, учитывает родовые признаки субъекта, и поэтому ему не свойственны однотипность и унификация[14]. Он теоретически складывается из положений Конвенции о правах ребенка (согласно ст. 15 Конституции РФ), норм Конституции РФ и конкретизирующего их отраслевого законодательства, прежде всего семейного.[15]

Основанием для признания, соблюдения, защиты прав ребенка для России и других стран мира служат стандарты ООН, Совета Европы, предусматривающие правовую охрану детей от дискриминации, насилия, вовлечения в вооруженные конфликты.

Окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации, сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН[16].

Впервые дети как объект особой защиты и заботы были провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 г. Позже Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. была принята специальная декларация, нацеленная на социальную защиту детей, - Декларация прав ребенка.

Международные стандарты защиты прав детей, лишенных родительского[17] окружения, включают в себя следующие положения:

- Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении, на национальном и международном уровнях от 3 декабря 1986 г.[18]: право ребенка на обеспеченность и постоянную заботу право ребенка на имя, гражданство и законного представителя право ребенка на учет его мнения при передаче в другую семью

- Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.[19]: право на жизнь право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи право свободного выражения своих взглядов, мнений, мысли, совести и религии право на личную семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции право на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников право неполноценного в умственном и физическом отношении ребенка на полноценную и достойную жизнь право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья необходимость законодательных, административных, социальных и просветительных мер с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации право на образование право пользования всеми благами социального обеспечения, включая социальное страхование право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка право на отдых и досуг право ребенка на защиту от всех форм эксплуатации запрет пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания

Для контроля за выполнением прав ребенка, закрепленных в международных стандартах по правам человека, созданы специальные комитеты: Комитет по правам ребенка (ООН), учрежденный Конвенцией о правах ребенка 1989 г. и Постоянный комитет Совета Европы, учрежденный Европейской конвенцией об осуществлении прав детей 1996 г.

После ратификации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка законодателем были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства, прямо или косвенно относящегося к правам ребенка и их защите, в соответствие с Конвенцией[20].

К базовым законам, закрепляющим права детей, следует отнести Семейный кодекс РФ. Включение в него отдельной гл. 11, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Закрепленный в Кодексе подход к ребенку как к самостоятельному субъекту права соответствует положениям Конвенции о правах ребенка и принятым РФ обязательствам обеспечить всемерную защиту прав и интересов ребенка[21].

Основные гарантии прав и законных интересов детей в нашей стране определены Федеральным законом Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [22]. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой, творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав и интересов ребенка (статья 2) и основывается на Конституции РФ (статья 3).

В статье 4 настоящего закона приводятся основные цели государственной политики в интересах детей (осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, формирование правовых основ гарантий прав ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей), и основные принципы этой политики.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 5) относится установление основ федеральной политики в интересах детей выбор приоритетных направлений деятельности принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов установление государственных минимальных социальных стандартов, основных показателей качества жизни детей формирование и реализация федеральных целевых программ защиты прав ребенка установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка исполнение международных обязательств Российской Федерации в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

Государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством РФ (статья 8).

Государственные минимальные социальные стандарты включают в себя минимальный объем социальных услуг по: гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему и высшему профессиональному образованию, воспитанию бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами гарантированному обеспечению детей по достижении ими возраста 15 лет правом на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством РФ социальной защите детей, в том числе путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также меры по социальной адаптации и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством РФ организации оздоровления и отдыха детей, в особенности детей, проживающих в экстремальных условиях и на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении оказанию квалифицированной юридической помощи.

Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни определяются с учетом региональных различий и субъекты РФ могут устанавливать дополнительные социальные стандарты. Дети имеют право на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг государственным минимальным социальным стандартам основных показателей качества жизни. При их несоответствии должностные лица несут административную ответственность.

Обеспечение прав детей на охрану здоровья регламентируется статьей 10. Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения оказывают детям бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также санаторно-курортное лечение детей.

В статье 12 говорится, что органы государственной власти РФ устанавливают социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на неблагоприятных в экологическом отношении территориях.

Мероприятия по защите прав и законных интересов в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости детей, начиная с 14 лет, представлены в статье 11. При приеме на работу детей старше 15 лет им гарантируется: вознаграждение за труд охрана труда сокращенное рабочее время отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проводится ежегодный обязательный медицинский осмотр, квотирование рабочих мест для трудоустройства, расторжение трудового договора и другие льготы, установленные законодательством РФ.

Государство гарантирует судебную защиту прав этих детей (статья 15). В целях защиты прав детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы, которые в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка. Она включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации, которые осуществляются этими службами самостоятельно или совместно с другими учреждениями. Общественные объединения и иные некоммерческие организации, в том числе международные, вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные, ущемляющие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия органов государственной власти, учреждений, организаций, граждан, в том числе, родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов по работе с детьми. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, необходимо обеспечить гуманное обращение с несовершеннолетними, оказать им квалифицированную юридическую помощь. Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учета особенностей возраста и социального положения ребенка.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправлении разрабатывают и осуществляют соответственно федеральные, региональные и местные целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства (статья 20).

Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации и тенденциях его изменения ежегодно разрабатывается в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации и международной общественности объективной систематизированной аналитической информацией (статья 22).

Обеспечению правового статуса ребенка, помимо Конституции РФ и Семейного кодекса РФ, в современном российском обществе способствуют Трудовой, Гражданский и Уголовный кодексы РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РФ, законодательство о детях-сиротах, президентские программы, касающиеся проблем детства, соответствующие постановления Правительства. В этой части нормативные акты в основе своей разрозненны и бессистемны, что порой приводит к коллизиям, неопределенностям в нормативно-правовом регулировании общественных отношений с участием несовершеннолетних[23].

А.Е. Тарасова справедливо отмечает, что, несмотря на то что проблемы детей привлекают большое внимание общественности, в том числе и правовой общественности, существующие правовые механизмы реализации и защиты прав детей не совершенствуются, а даже регрессируют и далеки от тех, которые провозглашены в качестве эталона в международных правовых актах [24]. В самом деле, мы можем наблюдать огромный разрыв между содержанием Конституции РФ, международных актов, к которым Россия присоединилась, и реальными возможностями людей по их реализации.

Систематическое толкование положения о равенстве всех перед законом и судом в сочетании с положениями, содержащимися в ст. 46 Конституции РФ о праве каждого на судебную защиту, позволяет сделать вывод, что этот принцип целиком распространяется как на публично-правовые отношения по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и на частноправовые отношения, связанные с пребыванием ребенка у лиц, замещающих родителей. Этот принцип в сочетании с положением о праве каждого на судебную защиту распространяется и на ребенка, однако, как было показано нами выше, ребенок, ставший сиротой или оставшийся без попечения родителей, становится субъектом права, у которого нет объекта. Соответственно возникает вопрос: кто будет осуществлять право такого ребенка на судебную защиту? Представляется, что такие полномочия должны быть предоставлены институту Уполномоченного по правам ребенка как в Российской Федерации, так и в субъектах Российской Федерации. Однако вопрос о судебной защите детей, и особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует фактического радикального изменения законодательства и создания специальной ювенальной юстиции[25].

Проанализированные в данной главе вопросы позволяют сделать следующие выводы:

1. Конституция РФ определяет правовые нормы лишь общего характера, при этом их конкретное содержание и механизм реализации остаются неразработанными в части защиты прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего, лишенного родительского попечения не закреплен в Конституции РФ отдельной статьей. В силу специфических возрастных особенностей, характеризующих статус ребенка, данное обстоятельство можно расценивать как упущение, правовой пробел, свидетельствующий о низкой гарантированности и слабой защищенности прав и интересов российских детей, а детей, лишенных попечения родителей, - особенно.

2. В рамках семейного права при наличии специального субъекта - ребенка можно говорить о делегированной правоспособности, при этом специальный субъект - ребенок делегирует свои права другим участникам семейных правоотношений и объем делегированной правоспособности изменяется в зависимости от возраста ребенка, его статуса.

3. Механизмы защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации подвергаются деградации при устранении Федерации из сферы обеспечения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Необходимоформально закрепить нормы, регулирующие права и обязанности субъектов, создать и обеспечить эффективное функционирование правовых механизмов, позволяющих субъекту реализовать максимум своих правовых возможностей.

5. Органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также администрации местного самоуправления должны оказывать всяческое содействие в сфере социальной защиты ребенка, лишенного родительского попечения, его общественной адаптации и реабилитации.

Глава 2. Особенности организации социальной поддержки детей, лишенных родительского попечения

2.1.Обеспечение права детей на медицинское обслуживание

Дополнительные гарантии на медицинское обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрено ст.7 Федерального закона № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .

Таким лицам предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся инвалидами или с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваются медицинской помощью, основанной на ранней диагностике, корригирующими и реабилитационными методами лечения, протезированием, бесплатными медицинскими препаратами по рецептам врача, находятся под наблюдением врачей-специалистов[26]. Однако, не исполняется в полном объеме и предоставление социальной услуги в части обеспечения детей-инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение. Так, по данным региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации, обеспечиваются путевками только 65,8% детей-инвалидов. При этом обеспечение детей-инвалидов за счет указанного Фонда средствами индивидуальной лечебной реабилитации (протезами, колясками и пр.) составляет менее 50%[27]. Совершенно очевидно, что создавшееся положение вещей не позволяет родителям ребенка-инвалида, его государственным представителям в полной мере исполнять свои обязанности по обеспечению надлежащих условий его жизнеобеспечения.

В Саратовской области с 2010 года реализуется долгосрочная областная целевая программа Доступная среда , программные мероприятия которой по отрасли Образование направлены, прежде всего, на решение задач укрепления и совершенствования материально-технической базы специальных (коррекционных) образовательных интернатных учреждений, в которых обучаются дети-инвалиды, в том числе, оставшиеся без попечения родителей.

Реализация программных мероприятий позволит укрепить материально-техническую базу 24 специальных (коррекционных) образовательных учреждений, улучшить условия содержания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, позволит повысить качество образовательных и медицинских услуг, обеспечить проведение творческой и спортивной реабилитации воспитанников, создать условия для их дальнейшей интеграции в общество.

В 39 учреждениях интернатного типа Саратовской области медицинскую помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляют 46 медицинских сестер и 25 врачей. Во всех детских домах и школах-интернатах имеются медицинские кабинеты, оборудованные специальной техникой и обеспечены необходимым объемом лекарственных препаратов. На территории Саратовской области функционируют 3 интернатных учреждения санаторного типа в г. Хвалынске, г. Петровске, г. Калининске. В данных учреждениях проводится не только обучение, но и облечивание детей в соответствии с медицинскими показаниями[28].

С целью раннего выявления заболеваний и оказания медицинской помощи в интернатных учреждениях Саратовской области ежегодно проводится диспансеризация детей, оставшихся без попечения родителей. По итогам диспансеризации каждому ребенку определяется индивидуальная программа профилактических мероприятий и необходимые виды дополнительного обследования и лечения. Задача органов и учреждений здравоохранения не просто выполнить задание по стопроцентной диспансеризации детей, но и во взаимодействии с другими заинтересованными ведомствами укреплять здоровье детей и подростков на постоянной основе.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 945 О порядке предоставления в 2008-2010 годах субсидий из бюджета Федерального Фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях [29] министерством здравоохранения Саратовской области в году проведена диспансеризация детей – сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В году охвачено диспансеризацией 4661 ребенок (2010 г. – 4951 детей, 2009 г.- 4956 детей) из категории детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (1552- детей-сирот, 3109 – детей, находящихся в трудной жизненной ситуации)[30].

Диспансеризация детей в Саратовской области проведена силами 10 крупных лечебных учреждений. В состав бригад привлекались специалисты Саратовского государственного медицинского Университета, областной психиатрической больницы, областной офтальмологической больницы, центральных стоматологических поликлиник г.Саратова.

Финансирование из средств федерального бюджета составило 10,9 млн. руб. (2010 г.-11,6 млн. рублей). Средства распределены на заработную плату врачам осуществляющим диспансеризацию, расходные материалы для проведения лабораторных и инструментальных методов обследования.

В году в структуре заболеваемости у детей, как и в 2010 году, первое место занимают врожденные аномалии развития (17,47%), на втором месте - психические расстройства и расстройства поведения (14,11%), на третьем месте - патология органов пищеварения (13,72%).

По итогам диспансеризации у 32% детей (1491 чел.) зарегистрирована впервые выявленная патология - функциональные нарушения, связанные с патологией центральной нервной системы, эндокринной системы, заболеваний органов пищеварения у детей, поступивших в учреждения в текущем году.

По результатам диспансеризации осмотренные дети распределились по группам здоровья следующим образом:

Группы здоровья

Источники: http://barnaul-altai.ru/news/citynews/?id=69715, http://www.altai.aif.ru/society/education/343918, http://altaypost.ru/960-altayskiy-sayt-schastlivoe-detstvo-v-seme-realnaya-pomosch-detyam-sirotam.html, http://www.scienceforum.ru//22/20

Категория: Популярное | Добавил: barnaul-3852 (12.09.2015)
Просмотров: 1066 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar